РЕЖИМЫ РАБОТЫ И МАНЕВРЕННОСТЬ БЛОЧНЫХ ТЭС.
Понятие маневренности и маневренные характеристики блочных паротурбинных установок.
В связи с увеличением доли блочных установок и ростом неравномерности суточного и недельного потребления электрической энергии в настоящее время повышаются требования к маневренным характеристикам блоков. Улучшение маневренных характеристик оборудования важно не только с точки зрения обеспечения высокой надежности энергоснабжения, но и с точки зрения повышения экономичности ТЭС, так как расширяет возможности оптимизации режимов работы отдельных электрических станций и в целом ТЭС.
Маневренность блоков определяется совокупностью технико - экономических характеристик, обеспечивающих отработку заданного графика нагрузок при соблюдении условий надежности.
В понятие маневренности включаются следующие характеристики.
1. Регулировочный диапазон блоков — диапазон нагрузок, в пределах которого блоки работают вполне надежно. Регулировочный диапазон определяется величиной допустимой минимальной нагрузки (величиной технического минимума нагрузки), которая в основном лимитируется котлоагрегатом.
Основными факторами, определяющими величину регулировочного диапазона блоков, являются устойчивость горения в топке котлоагрегата, температурный режим пароперегревателя и радиационной части, надежность гидравлического режима котлоагрегата, а также устойчивость работы систем автоматического регулирования.
Устойчивость горения — основной фактор, лимитирующий минимально допустимую нагрузку котлоагрегатов, работающих на твердом топливе. Минимальная нагрузка котлоагрегатов составляет 0,75 номинальной при сжигании АШ, 0,65 — при сжигании каменного угля и 0,5 — бурого угля. При сжигании газа и мазута устойчивость горения практически не лимитирует величины технического минимума нагрузок.
При снижении нагрузки котлоагрегата сильнее проявляется гидравлическая неравномерность параллельно включенных труб, что вместе с их неодинаковым тепловосприятием может привести к значительной тепловой неравномерности (разности энтальпий среды па выходе из труб) и как следствие к появлению межвитковой пульсации потока и нарушению циркуляции среды. Для предупреждения этих явлений, которые могут быть причиной пережога труб, массовый расход среды через трубы парообразующих поверхностей не должен быть ниже некоторой предельной величины.
По условию обеспечения устойчивого гидравлического режима минимальная нагрузка прямоточных котлоагрегатов составляет примерно 30%, т. е. равна их растопочной нагрузке. Однако по условиям температурного режима радиационной части величина минимальной нагрузки может быть существенно выше.
Для расширения регулировочного диапазона блоков применяют подсвечивание мазутом пылеугольных котлоагрегатов или перевод их при малых нагрузках на газ и мазут, отладку гидравлического режима перевод котлоагрегатов на скользящее давление пара (что повышает надежность циркуляции барабанных котлов в связи с увеличением разности плотностей пара и воды), разработку всережимной автоматики и др.
Нa основе научно-исследовательских и наладочных работ установлены нормы минимально допустимой нагрузки блоков на уровне 40—50% номинальной—для газомазутных блоков и 60—70% —для блоков, работающих на твердом топливе.
Достигнутые значения регулировочного диапазона не решают полностью проблемы прохождения ночных провалов нагрузки, так как в ряде ОЭС коэффициент неравномерности суточных графиков а имеет меньшие значения, чем общая для системы относительная величина достигнутого технического минимума нагрузок.
Таким образом, задача дальнейшего расширения регулировочного диапазона блоков является актуальной, и ей уделяется большое внимание.
2. Приемистость блоков — способность их к быстрому изменению нагрузки и участию в первичном и вторичном регулировании частоты в системе.
Изменение нагрузки блоков связано с изменением температурного режима отдельных элементов и деталей и приводит к появлению дополнительных температурных напряжений. Кроме того, происходит изменение линейных размеров (расширение или укорочение) деталей и вибрационного состояния агрегатов. Допустимые скорости нагружения блоков лимитируются как турбиной, так и котлоагрегатом, определяются на основе расчетных и экспериментальных исследований и оговариваются заводскими и эксплуатационными инструкциями.
Характер суточных графиков нагрузки обусловливает жесткие требования к режимам нагружения блоков. Наиболее интенсивный рост нагрузки на мощных блочных установках наблюдается с 6 до 8—9 ч утра. В этот период средняя скорость нагружения блочных электростанций составляет 0,4—0,5%/мин, а наибольшая в течение часа достигает 0,65%/мин. Для прогретых, т. е. частично разгруженных, агрегатов обеспечить такие скорости нагружения несложно, но при пусках это. представляет большие трудности и требует заблаговременного прогрева и пуска оборудования. Для обеспечения надежных условий набора нагрузки в энергосистемах время нагружения блоков 150— 200 МВт от пуля до поминальной мощности должно составлять 2—2,5 ч, а для блоков 300 МВт—3 ч, что требует применения специальных мероприятий по обеспечению равномерного нагрева деталей и снижению температурных напряжений в них при нагружении турбины.
Высокие требования предъявляются к приемистости блоков, которые привлекаются для регулирования межсистемных перетоков. Для этой цели применяются блоки не только 150, 200, но и 300 МВт. Для обеспечения необходимой динамической точности регулирования такие блоки должны допускать изменение нагрузки в пределах всего регулировочного диапазона со скоростью 1—1,5% и более. Для достижения таких скоростей требуется провести специальные работы по снижению инерционности котлоагрегатов.
Еще более сложные задачи возникают при аварийных ситуациях в энергосистемах. При отключении мощностей и падении частоты в системе, чтобы сократить аварийные отключения потребителей, требуется быстро (в течение 5—10 с) реализовать вращающийся резерв блоков и увеличить их мощность до 25— 30% номинальной. Достигнуть этого можно лишь за счет форсировки топок и использования аккумулирующей способности котлоагрегатов, когда при падении давления пара за счет тепла, аккумулированного в металле и рабочей среде котлоагрегатов, практически мгновенно достигается увеличение их паропроизводительности.
При отключении потребителей и аварийном повышении частоты в системе необходимо уменьшить мощность блоков в соответствии со статизмом регуляторов скорости. После быстрого (в течение нескольких секунд) сброса нагрузки до величины, лежащей в пределах регулировочного диапазона, блок должен допускать возможность работы с этой мощностью в течение неограниченно большого промежутка времени.
Блоки должны также допускать сброс нагрузки с любой величины до холостого хода и работать па режимах холостого хода в течение времени, необходимого для обеспечения нормального действия автоматов повторного включения и систем автоматики поддержания устойчивого синхронного режима.
3. Экономичность блоков при частичных нагрузках.В периоды ночных и недельных провалов электрической нагрузки блоки разгружаются вплоть до величины технического минимума нагрузки. В связи с этим режимы частичных нагрузок являются характерными для блоков, в особенности используемых в полу- пиковой части графика нагрузок. Поэтому требование обеспечения достаточно высокой экономичности паротурбинных установок при частичных нагрузках является необходимым условием достижения высокой эффективности работы ТЭС.
При частичных нагрузках экономичность блоков значительно снижается, что определяется в основном особенностями работы турбинных установок и связано с увеличением потерь на дросселирование пара в органах парораспределения турбины, а также снижением внутреннего относительного к. п. д. проточной части, прежде всего, регулирующей и последних ступеней. Существенно могут сказываться также изменения к. п. д. котлоагрегата и относительное увеличение расхода энергии на собственные нужды, в частности на привод питательных насосов и тягодутьевых машин, в особенности при применении неэкономичного дроссельного способа регулирования производительности. Повышения экономичности работы турбин при частичных нагрузках можно достигнуть за счет правильного выбора режима (снижения расчетного расхода пара по сравнению с номинальным) и должного профилирования лопаток ступеней, режим работы которых существенно изменяется при изменении расхода пара через турбину. Так, последние ступени турбины должны проектироваться при номинальных расходах пара в конденсатор на пониженные отношения скоростей , а корневая степень реактивности выбираться достаточно высокой, чтобы снизить интенсивность корневого отрыва потока, возникающего при малых объемных расходах пара в конденсатор.
Большое влияние па экономичность турбин при частичных нагрузках оказывают тип и характеристики систем парораспределения. В частности, существенное (до 2% и более) снижение удельного расхода тепла при частичных нагрузках блоков обеспечивается при применении скользящего начального давления пара
4. Пусковые характеристики блоков. Пусковые схемы блоков должны допускать возможность пуска котлоагрегатов и турбин из любого температурного состояния при соблюдении всех критериев надежности и водного режима блока в соответствии с установленными нормами. При этом должны обеспечиваться минимальная продолжительность пусковых операций, малые затраты топлива и потери конденсата при оптимальных условиях прогрева элементов котлоагрегата, паропроводов и турбин.
Основными пусковыми характеристиками являются продолжительность пуска и затраты тепла (топлива) на пуск. Продолжительность пуска блока складывается из длительности отдельных этапов: растопки котлоагрегатов, прогрева и разворота турбины, нагружения блока, причем длительность этих этапов существенно зависит от исходного температурного состояния оборудования или от времени простоя его в резерве, а также от типа и конструктивного выполнения котлоагрегатов и турбин, особенностей пусковой схемы и параметров свежего пара.
Расход топлива па пуск в основном определяется длительностью пуска и находится как разность между полным расходом топлива на пуск и расходом топлива на выработку электроэнергии за время пуска, рассчитанным по удельному расходу топлива при номинальной нагрузке блока. Например, для блока 160 МВт с барабанным котлом расход топлива на пуск из холодного состояния составляет примерно 55 т у. т., для дубль - блока 300 МВт — порядка 150 т у. т.
Для улучшения пусковых характеристик блоков и достижения минимальной продолжительности пуска и затрат топлива па пуски необходимо выдерживать оптимальную продолжительность всех пусковых операций, что требует разработки и наладки систем автоматического пуска оборудования. Разработке таких систем в настоящее время уделяется большое внимание.
Задача улучшения маневренных характеристик блочного оборудования актуальна и требует проведения специальных проектно-конструкторских и режимно-наладочных работ по расширению регулировочного диапазона блоков, повышению их приемистости и мобильности, повышению экономичности блоков в широком диапазоне нагрузок, автоматизации пусковых операций и снижению затрат времени и топлива на пуски оборудования.
назад к разделу "Статьи"