Регули­рование нагрузки котла котельной.

Остановимся на весьма важном понятии - регули­рование нагрузки котла. Нормальный процесс работы котлоагрегата (парового котла) подчиняется  одному главному технологическому параметру - давлению па­ра в барабане котла. Чтобы давление пара оставалось неизменным в течение всего периода работы установ­ки, необходимо соответствие подачи топлива в топку количеству тепла, отбираемому с паром из котла. Процесс регулирования подачи топлива называется ре­гулированием нагрузки котла, а регулятор, ведущий этот процесс, называется регулятором нагрузки (PH). Регулятор нагрузки получает импульс по давлению пара в барабане котла и подает команду на регули­рующий орган подачи топлива (РО). Последний произ­водит изменение подачи топлива в соответствии с за­коном регулирования, положенным в основу действия PH. Этим законом должна учитываться инерционность тепловых процессов парообразования и теплопередачи в котле во избежание колебаний нагрузки и неустой­чивости процесса регулирования. Поэтому выбору ти­па PH и его настройке придается исключительно важ­ное значение.

PH иногда включается с двумя типами обратной связи: жесткой и упругой. Жесткая обратная связь по положению РО вводится для изменения крутизны характеристики PH при параллельной работе котлов, т.е. выполняет роль корректирующего регулятора. Уп­ругая обратная связь обеспечивает так называемый изодромный процесс регулирования, при котором ско­рость перемещения РО определяется как величиной, так и скоростью изменения регулируемой величины, т.е. в данном случае — давления пара в барабане котла.

В зависимости от изменения подачи топлива в топ­ку нужно регулировать также соотношение топливо- воздух, так как количество подаваемого на горение воздуха должно строго соответствовать расходу топ­лива. Практически в топке котла всегда поддержива­ется некоторый избыток воздуха по сравнению с не­обходимым количеством для полного сгорания топли­ва. Задача регулятора соотношения топливо – воздух состоит таким образом в обеспечении постоянства коэффициента избытка воздуха в топке. Эта задача выполняется путем автоматического пропорционирования поступления воздуха в зависимости от положения РО подачи топлива.

Следующий по ходу процесса параметр регулирова­ния - это разрежение в топке котла, которое необхо­димо поддерживать неизменным при колебаниях нагруз­ки. Импульс разрежения снимается в верхней части топочной камеры и передается на регулятор темпе­ратуры РТ, который через исполнительный механизм ИМ приводит в действие направляющий аппарат дымо­соса, уменьшая или увеличивая его подачу.

В результате изменения нагрузки котла изменяет­ся подача питательной воды в барабан котла. Процесс регулирования подачи питательной воды состоит в поддержании постоянного уровня воды в барабане кот­ла. Он осуществляется регулятором уровня РУ. Ко­манда регулятора РУ передается на исполнительный механизм ИМ регулирующего клапана РК. При сниже­нии уровня клапан открывается, при увеличении - пе­рекрывается. При работе котельного агрегата на теп­лообменник дополнительно приходиться регулировать подачу пара по команде регулятора соотношения тем­пературы теплофикационной воды и наружного воздуха РСТ. На тракте газового топлива обязательно уста­навливается отсечный клапан ОК. Его задачей явля­ется отключение подачи газа в случае погасания фа­кела в топке котла, иначе газ начнет выходить в по­мещение котельной. Клапан ОК срабатывает по сиг­налу датчика пламени ДП. Если котел работает не в индивидуальном режиме, а в групповом, т.е. на общий паропровод, то вести регулирование нагрузки только индивидуальными регуляторами PH нельзя, так как при падении давления в магистрали оно упадет и на барабане каждого котла. Особенностью этого режима является введение корректирующего регулятора КР, который меняет задание основным регулятором по импульсу давления в характерной точке общего паро­провода. Сигнал к основному регулятору котла в этом случае приходит от какого-либо параметра, например от расхода пара в котле. Регулятор PH подает ко­манду РО в зависимости от количества отбираемого пара из котла, но при колебаниях давления в магист­рали регулятор КР изменяет задание основному регу­лятору: котлы, которые медленнее набирают нагрузку, принимают больший расход топлива, а менее инерци­онные — меньший.

 

 

назад к разделу "Статьи"