ОСОБЕННОСТИ ПРЯМОТОЧНОГО ПАРОГЕНЕРАТОРА КАК ОБЪЕКТА РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Система автоматического регулирования прямоточного парогенератора должна обеспечивать требуемую нагрузку, постоянство параметров перегретого пара и наиболее экономичное сжигание топлива. У прямоточного парогенератора рабочее тело под напором, создаваемым питательным насосом, последовательно проходит через все поверхности нагрева.
Водопаровой тракт прямоточного парогенератора докритического давления условно делится на три зоны: экономайзерную, парообразующую и пароперегревательную. Конец парообразующей и начало пароперегреватель- ной части называют переходной зоной. В переходной зоне завершается парообразование и достигается небольшой перегрев пара.
Экономайзерная зона состоит из водяного экономайзера и начального участка нижней радиационной части (НРЧ). Парообразующая зона включает большую часть НРЧ и некоторый участок средней радиационной части (СРЧ). В пароперегревательную зону входит остальная часть СРЧ, верхняя радиационная часть (ВРЧ), ширмовые пароперегреватели и конвективный пароперегреватель. В экономайзерной зоне вода подогревается до температуры, близкой к температуре кипения, после чего она поступает в парообразующую зону, где происходит генерация пара.Насыщенный пар перемещается в пароперегревательную зону, где температура его повышается до заданной величины.
Границы экономайзерной, парообразующей и пароперегревательной зон во время работы прямоточного парогенератора не остаются неизменными. При изменениях расхода питательной воды, подачи топлива и воздуха, нагрузки и других возмущениях границы между зонами перемещаются.
Изменение расхода питательной воды влияет на производительность парогенератора, давление и температуру пара. Изменение подачи топлива влияет на температуру пара значительно резче, чем на барабанном парогенераторе. Практически любое возмущение на прямоточном парогенераторе влияет на температуру пара по тракту. Поэтому регулирование температуры перегрева сопряжено с трудностями и составляет одну из важнейших задач системы автоматического регулирования прямоточного парогенератора.
У барабанного парогенератора в отличие от прямоточного барабан разделяет парогенерирующую и перегревательную части водопарового тракта, и поэтому изменения расхода питательной воды практически не сказываются на производительности парогенератора и параметрах перегретого пара. Это позволяет регулировать поступление воды в барабанный парогенератор независимым регулятором.
У прямоточного парогенератора при уменьшении расхода питательной воды и неизменном расходе топлива паропроизводительность снижается. На подогрев и испарение меньшего количества воды требуется меньше тепла, поэтому экономайзерная и парообразующая зоны сокращаются, а пароперегревательная зона увеличивается. Это вызывает повышение температуры пара в тракте парогенератора как за счет уменьшения количества пара, проходящего по тракту, так и за счет увеличения пароперегревательной части тракта. При этом скорость увеличения температуры пара по мере приближения к выходу из пароперегревателя будет уменьшаться. Температура пара по тракту будет изменяться с запаздыванием, величина которого возрастает по мере приближения к выходу из пароперегревателя. Таким образом, чем ближе к выходу из парогенератора, тем больше величина запаздывания и медленнее изменение температуры пара.
Особенности изменения температуры пара при возмущении расходом питательной воды подтверждаются кривыми разгона пылеугольного парогенератора ПК-33. Температура пара за средней радиационной частью изменяется резче и с меньшим запаздыванием, чем за верхней радиационной частью.
В процессе работы прямоточного парогенератора нередко возникают возмущения топливом, вызываемые неравномерной работой пылепитателей, изменением числа включенных горелок, изменением качества топлива. Возмущения топливом приводят к значительным колебаниям температуры пара по тракту парогенератора, а также к изменениям давления и расхода пара.
Увеличение подачи топлива приводит к возрастанию тепловыделения в топке. При этом температура пара за переходной зоной, где пар перегрет незначительно, может временно снизиться («выброс» температуры). Наиболее резко это явление проявляется на прямоточных парогенераторах среднего давления.
С увеличением давления в парогенераторе явление «выброса» уменьшается за счет того, что при этом уменьшается разность в теплоемкостях пара и воды. Как видно из характеристик разгона для пылеугольного парогенератора ПК-33 приращение температуры пара в единицу времени при возмущении топливом больше, чем при возмущениях расходом питательной воды. Такой же характер изменения температуры пара при возмущении топливом и расходом питательной воды сохраняется и для газомазутных прямоточных парогенераторов. Однако возмущения топливом при сжигании природного газа или мазута проявляются реже, так как эти топлива стабильны по теплоте сгорания, расход их легче регулировать, топливоподающие устройства практически безынерционны. При этом загрязнение парогенерирующих поверхностей нагрева при сжигании газа отсутствует, а при работе на мазуте толщина слоя загрязнений невелика. Эти обстоятельства обусловливают меньшую инерционность изменения температуры пара в газомазутном парогенераторе в сравнении с пылеугольным.
Таким образом, возмущения расходом питательной воды и топливом оказывают значительное влияние на температуру пара по тракту прямоточного парогенератора. Стабилизация температур по водопаровому тракту требует сохранения постоянного соотношения между количеством питательной воды, поступающей в парогенератор, и количеством тепла, выделяемого в топке. Это соотношение обеспечивается регуляторами топлива и питания. Температура пара на выходе из парогенератора при возмущении расходом топлива или воды изменяется со значительным запаздыванием.
Поэтому, регулируя подачу топлива или питательной воды, невозможно обеспечить поддержание температуры пара на выходе из парогенератора с необходимой точностью. Для поддержания температуры пара в тракте пароперегревателя устанавливают один или несколько пароохладителей впрыскивающего типа. У мощных прямоточных парогенераторов водопаровой тракт состоит из двух — четырех несмешивающихся потоков. В каждом потоке устанавливается необходимое количество впрыскивающих пароохладителей для поддержания температуры пара. На параметры пара, вырабатываемого парогенератором, влияют изменения впрыска ш тательной воды в пароохладители, установленные по тракту. В этом случае изменяется не только температура, но и количество пара, вырабатываемого парогенератором. При колебаниях нагрузки, подачи воздуха, температуры питательной воды параметры пара на выходе из парогенератора также изменяются.
Таким образом, прямоточный парогенератор представляет собой сложный объект регулирования с несколькими взаимно связанными параметрами.
назад к разделу "Статьи"